Историческая справка

Историческая справка

 

В системе государственного устройства России судебный пристав – фигура исторически традиционная. Упоминания о нем нетрудно отыскать в документальных актах, действие которых относится по времени к периоду феодальной раздробленности Руси, например, в Новгородской и Псковской судных грамотах, датированных 15 веком.

В Новгороде и Пскове 15 века судебные приставы (тогда они именовались «пристава») призывались к исполнению своих обязанностей князем или городским вече (т.е. общим собранием горожан). Полномочия судебных приставов в означенный период были достаточно широки и, выражаясь современно, включали в себя элементы судебной и следственной деятельности.

Следующее упоминание о приставах в исторических документах, как лицах судебного ведомства, встречается в Судебниках 1497—1550 годов  Московского государства.

Соборным уложением 1649 года приставу были предоставлены широкие полномочия. Он - должностное лицо приказа: доставляет повестки о вызове в суд, осуществляет привод ответчика, участвует в выемке вещественных доказательств у обвиняемых, сторожит преступников, с которых взыскивались убытки, причиненные противоправным поведением. В случае бегства грабителя имущественная ответственность возлагалась на пристава, не обеспечившего охрану задержанного.

В 18 веке должность судебного пристава была упразднена, а функции перешли в ведение полиции. Но сотрудники этого ведомства не были материально заинтересованы в обеспечении явки в суд приглашенных лиц. Исполнение приговоров суда порой затягивалось на годы.

Решение к возврату института судебных приставов было принято в годы правления Александра II в ходе подготовки судебной реформы.

20 ноября 1864 года были введены судебные уставы, высочайше утвержденные императором Александром II: «Учреждение судебных установлений», «Устав уголовного производства», «Устав гражданского производства», «Устав о наказаниях, налагаемых мировым судьей».

В соответствии с «Учреждением судебных установлений» судебными приставами не могли быть лица, «не достигшие двадцати одного года, иностранцы, лица, подвергшиеся судебным приговорам, лишению или ограничению прав состояния, состоящие под следствием за преступления и проступки, влекущие за собой лишение прав состояния, исключенные из службы по суду».

Судебные приставы приступали к исполнению своих обязанностей только после удостоверения их в «благонадежной нравственности» и способностях кандидата к государственной службе. В связи с особой значимостью этой должности кандидат в судебные приставы приводился к присяге духовным лицом в большом зале судебного собрания либо Сената, в присутствии членов суда или Сената. Поступившим на службу приставам выдавалось Свидетельство о вступлении его в должность с указанием местности, назначенной ему для жительства. Кроме этого выдавались особый знак и особая печать.

Судебные приставы, наделенные особыми правами, имели некоторые преимущества перед чиновниками других ведомств. За сопротивление при исполнении судебных постановлений, других распоряжений властей, а также иных законных действий судебных приставов виновные лица наказывались лишением всех прав состояния и ссылкой на каторжные работы на срок от 4 до 6 лет, ссылкой в Сибирь на поселение, отдачей в арестантские роты и т. п.

На территории нынешней Республики Адыгея  указанные судебные уставы, да и сама судебная реформа, начали действовать только с 1 января 1871 года при введении в действие новых судебных установлений в Кубанской области, после которых начал свою работу Екатеринодарский окружной суд. Согласно прилагаемому штату, Екатеринодарский окружной суд состоял из председателя окружного суда, товарища председателя, шести членов суда, двух секретарей и пяти их помощников, прокурора, его секретаря, трех товарищей прокурора, тринадцати судебных следователей, пяти судебных приставов и одного нотариуса.

Были утверждены Предположения о новом устройстве административной части в Кубанской области. Кубанская область разделялась на 5 уездов: Екатеринодарский, Ейский, Темрюкский, Майкопский и Баталпашинский. Таким образом, на каждый уезд Кубанской области, в том числе и Майкопский, приходилось по одному судебному приставу.

В подобном статусе институт судебных приставов, как система обеспечения исполнения судебных актов, существовал до начала 20 века и был упразднен Декретом Совета Народных Комиссаров от 24 ноября 1917 года одновременно с роспуском судебных учреждений и иных государственных органов Российской Империи.

Вскоре после Октябрьской революции, органы советской власти в России пришли к выводу о необходимости создания в стране надлежащих условий для осуществления правосудия, в том числе – специального органа, обеспечивающего исполнение судебных решений. Поэтому уже 30 ноября 1918 года Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного комитета (об утверждении положения о народном суде РСФСР) было установлено, что «...приговоры, присуждающие к принудительным работам или другому виду лишения свободы, приводятся в исполнение органами Советской милиции, а решения по гражданским делам и всякие денежные взыскания - судебными исполнителями».

Таким образом, на смену судебным приставам Российской Империи пришли судебные исполнители новой Советской России.

Судебные исполнители состояли в штате судов низового звена - районных народных судов и по своему правовому статусу являлись представителями судебной власти.

Экономические и политические преобразования привели к необходимости изменения системы принудительного исполнения, выявив неэффективность существовавших организационно-правовых форм исполнения. Судебные исполнители, большинство из которых составляли женщины, были лишены реальной силовой поддержки.

В рамках проведения судебной реформы, начатой в начале 1990-х годов, была поставлена задача - добиться более эффективного исполнения судебных решений.

6 ноября 1997 года вступили в законную силу федеральные законы от 21.07.2007 №118-ФЗ «О судебных приставах» и №119-ФЗ «Об исполнительном производстве», положившие начало становлению Службы судебных приставов в современной России.

За прошедшие годы сделано немало: Служба выросла не только численно, сложился работоспособный дружный коллектив профессионалов, которому по плечу решение самых сложных проблем.

  

 

Отдел организационно-контрольной работы и взаимодействия со СМИ

 

Время создания/изменения документа: 13 октября 2011 17:28 / 04 апреля 2016 00:48

Версия для печати